Характер власти царей в московском государстве и его идеологическое обоснование. Опричнина

Характер власти царей в московском государстве и его идеологическое обоснование. Опричнина

Московское государствопреемник великого княжества Московского, возглавившего с середины XIV века процесс объединения русских земель в единое государство.

В 1547 году великий князь московский Иван IV официально принял титул «царь», что символизировало возвышение московского правителя над удельными князьями.

Московское государство стало историческим преемником Киевской Руси. В связи с чем возникает стремление представить всякое новое политическое и правовое явление в качестве традиционного, воплощающего собой историческую преемственность.

В период становления московского государства складывается  понимание сущности царской власти как явления традиционного, т.е. передающегося по наследству. Царем нельзя стать — им можно только родиться. Титул царя нельзя присвоить самому себе — этот титул исходит от высшего авторитета — Бога. Божественно и само слово «царь».

Истинный царь, по мнению идеологов Московии — это царь боголюбивый, охранитель православной христианской веры. Концепция царской власти в том виде, в каком она развилась в политической и правовой мысли Московского государства, включала в себя, помимо идеи богоустановленности и наследственности данной власти, идею служения ее православному христианству. Отсюда проистекала идея особой ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства.