Общие конституционные положения защиты прав человека

Оглавление

• Введение
• Глава 1. Конституционный Суд — высший орган конституционного контроля
• 1.1. Природа Конституционного Суда
• 1.2. Полномочия Конституционного Суда
• 1.3. Пределы полномочий Конституционного Суда
• Глава 2. Общие конституционные положения защиты прав человека
• 2.1. Компетенция Конституционного Суда РФ
• 2.2. Субъекты обращения в Конституционный Суд РФ
• Глава 3. Требования к жалобе гражданина
• 3.1. Жалобы, которые Конституционный Суд РФ отклоняет и не принимает к рассмотрению
• 3.2. Поступление, принятие и рассмотрение жалобы гражданина
• Заключение
• Список литературы

Введение

Тема данной работы актуальна, так как соблюдение положений Конституции и эффективный контроль этим процессом — важная гарантия реализации правовых начал в государстве и обществе. Согласно ст.1 Конституции Российской Федерации — Россия суть правового государства. Важнейшим принципом правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако со временем развитие конституционно-правовой науки внесло коррективы в эту классическую триаду.
Так, В. Е. Чиркин, анализируя изменения в конституционном строительстве, выделяет избирательную, политическую и даже контрольную власть. Отличительной чертой каждой ветви власти автор называет обособленную систему органов. При этом, естественно, любые органы государства в той или иной мере осуществляют контроль: это и парламентский контроль за правительством, и контроль вышестоящих органов государственного управления за нижестоящими, как отмечает автор, специфический вид контрольной деятельности — судебное разбирательство в кассационной инстанции. Отличие такого контроля в том, что эта контрольная деятельность не является основной функцией данных органов: она носит ведомственный характер.
Помимо этого, «у любого государства есть универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти. Эта функция, очевидно, реализуется особой ветвью власти — контрольной. Сфера применения последней, неограниченна». Любой закон может быть проверен на конституционность, на любой государственный орган можно подать жалобу, можно ревизовать целевое расходование средств бюджета и т.д. Само собой разумеется, что контрольная власть, таким образом, будучи самостоятельной ветвью власти, обладает собственной обособленной системой органов. «Даже конституционные суды», — пишет В. Е. Чиркин, — «не говоря уж о конституционных советах, не рассматривались, по общему правилу, в конституционном праве второй половины ХХ века как органы судебной власти». Это, и понятно, главная функция судебной власти — разрешение правового спора, а не контроль конституционности. Как и любая ветвь власти, контрольная независима и автономна. Сразу следует остановиться на следующем: Чиркин в своей работе упоминает и «надзор», например, говоря о прокурорском «общем надзоре» как о контрольной деятельности. Чтобы внести ясность и чётче определить тему настоящей работы, отмечу, что в последней «контроль» и «надзор» будут использоваться как отнюдь не равнозначные термины.

Скачать файл