Методика использования проблемных ситуаций на уроках природоведения

Содержание

    • Введение.
    • I.    Теоретические основы проблемного обучения.
    • 1.1     Средства организации процесса проблемного. развивающего обучения.
    • 1.2     Типология и способы создания проблемных ситуаций.
    • 1.3     Организация проблемного урока.
    • II.   Методы проблемного развивающего обучения по теме.
    • «Тепловые явления» в курсе физики основной школы.
    • 2.1     Монологическое изложение уроков.
    • 2.2     Метод показательного изложения.
    • 2.3     Алгоритмический метод изложения.
    • 2.4     Метод  диалогического изложения.
    • 2.5     Метод эвристической беседы.
    • 2.6     Метод исследовательских заданий.
    • 2.7     Метод программированных заданий.
    • Заключение.
    • Список литературы.
    • Приложение №1.
    • Приложение № 2.

Введение

В системе Российского образования постоянно происходит внедрение в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное обучение.

Если рассматривать традиционное обучение, то можно сделать выводы, что оно лишь обеспечивает учащихся системой знаний, но мало направлено на то, чтобы развивать мышление. Традиционное обучение также не подразумевает развития навыков самостоятельной деятельности. Эти недостатки помогает устранить проблемное обучение, так как оно активизирует мыслительную деятельность и формирует познавательный интерес учащихся.

Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в работе школы исследовали многие педагоги и психологи. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева. Отдельным элементам проблемного обучения в школе исследовали М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев, И.Я. Лернер, А.В. Усова, И.Г. Дайри, В. Оконь, Д.В. Вилькеев и др. Они рассматривали проблемное обучение, как одну из закономерностей умственной деятельности учащихся.

Эти авторы назвали обучение проблемным не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем. Оно включает в себя и объяснения учителя, и репродуктивную деятельность учащихся, и постановку определенных задач, и выполнение учащимися упражнений.

Проблема – это задача, задание, теоретический или практический вопрос, которые требуют какого-либо разрешения.

Именно поэтому проблемное обучение занимает значительное место в преподавании физики, так как проблемные задачи позволяют даже слабым ученикам понять суть сложных физических явлений, осмыслить их, сделать выводы.

Скачать файл