Уровень притязаний. Методика — «Лабиринты Хекхаузена»

Теоретическое введение

Термин «уровень притязаний» (УП) впервые появился в экспериментальной психологии в школе К. Левина (Gardner, 1940; Рейковский, 1979; Бороздина, 1985; Зейгарник, 2003 и др.). Первым серьезным исследованием этого феномена в функциональном плане стал эксперимент Ф. Хоппе «Успех и неуспех» (1930).

Как по­казали результаты исследований, переживание успеха или неудачи зави­сит не просто от степени объективной трудности задачи, с которой справился испытуемый, а от выработанного уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, то появляется ощущение успеха, если не достигает — неудачи.

Уровень притязаний – это уровень целей, который человек стремиться достичь при выполнении представленного задания. Уровень цели переживается человеком как обязательное требование к себе и своим возможностям. Таким образом, реализация или не реализация  человеком уровня цели затрагивает самооценку человека.

По мнению Ф. Хоппе, постановка новых целей зависит от предшествующего успеха или неудачи. Если исполнение субъекта соответствует его УП, то последний часто повышается. Если же ему не удается достичь своего УП в данной попытке, то он вероятнее всего понизится.

Ф. Хоппе предположил о наличии тенденции повышать собственную способность к достижению цели. Если не предполагать наличие такой тенденции, то невозможно объяснить повышение уровня притязаний. То есть у человека есть очень сильная тенденция к повышению «уровня я». Уровень ощущения собственного успеха возрастает в зависимости от преодолеваемых трудностей. Уровень Я – стремление Я поддерживать как можно более высокую уверенность в себе посредством высокого личного стандарта достижений.

Скачать файл