Сущность процесса обучения

Темы по педагогике

    • 1. Сущность процесса обучения
    • 2. История воспитания и начального образования в России
    • 3. Закономерности и принципы обучения
    • 4. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий
    • 5. Функции педагогического процесса в начальной школе
    • 6. Современные концепции педагогического процесса в начальной школе
    • 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
    • 8. Методы и средства обучения в начальных классах
    • 9.Формы организации обучения в начальных классах
    • 10.Проверка и оценка усвоения знаний младшими школьниками
    • 11.Специфика коррекционно-развивающего обучения младших школьников.
    • 12.Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы
    • 13.Закономерности и принципы воспитания
    • 14.Цель и задачи воспитания младших школьников
    • 15.Содержание и источники воспитания младших школьников.  -искать
    • 16.Коллектив как объект и субъект воспитания
    • 17Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.
    • 18.Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе начальной школы
    • 19.Социализация личности ребенка в системе начального образования
    • 20.Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика
    • 21.Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема
    • 22.Учитель начальной школы
    • 23.Современные педагогические технологии в начальной школе
    • 24.Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе
    • 25.Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
    • Темы по методике преподавания русского языка и математики
    • 1. Теоретические основы методики обучения русскому языку
    • 2.  Методы обучения грамоте. Механизмы чтения и письма
    • 3.  Методика обучения грамоте
    • Добукварный период и 1 этап букварного периода
    • Букварный период
    • Окончание 2 и начало 3 этапа букварного периода
    • Образование и чтение различных слогов с изучаемыми буквами. Составление и плавное чтение слов из усвоенных слоговых структур в два-три слога. Соотнесение слов с картинками.
    • 4. Значение и задачи уроков литературного чтения. Формирование навыков чтения в начальной школе
    • 5. Особенности методики чтения произведений разных жанров. Работа с научно-познавательным текстом
    • 6.  Методика чтения и анализа художественного произведения
    • 7.  Методика работы с детской книгой
    • 8.  Методы изучения русского языка в начальной школе
    • 9. Методика правописания. Формирование орфографического навыка
    • 10.  Методика изучения состава слова в начальных классах
    • 11. Система работы по изучению частей речи
    • 12.  Методика изучения основ синтаксиса и пунктуации
    • 13. Методика развития устной речи учащихся
    • 14. Методика развития письменной речи учащихся.  Уроки развития речи
    • 15. Речевые ошибки учащихся, их типология и исправление
    • 16. Методика преподавания математики как учебный предмет. Задачи и содержание методики математики
    • 17. Общие вопросы изучения нумерации в начальной школе. Изучение нумерации по концентрам
    • 18. Классификация простых арифметических задач, составных арифметических задач. Отбор и система расположения задач в начальном курсе математики. Методика обучения решению текстовых задач
    • 19. Изучение арифметических действий в концентре «Десяток». Обучение приемам сложения и вычитания в концентрах «Сотня», «Тысяча», «Многозначные числа»
    • 20. Общие вопросы формирования навыков устных и письменных вычислений. Формирование знаний конкретного смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления
    • 21. Методика обучения приемам умножения и деления в концентрах «Сотня», «Тысяча», «Многозначные числа»
    • 22. Изучение величин в начальном курсе математики. Доли и дроби в курсе математики
    • 23. Геометрический материал в начальном курсе математики
    • 24. Алгебраический материал в начальном курсе математики. Математическое выражение. Равенство, неравенство, уравнение. Методика работы над алгебраическим материалом
    • 25. Урок как основная форма работы по математике в начальных классах.

Сущность процесса обучения.

Учебный процесс — одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса. По своей сложности он уступает только процессам воспитания и развития, составной частью которых также является. Дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно, из-за большого количества разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два компонента этого процесса — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и их совместная деятельность.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

  1. двусторонний характер;
  2. совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);
  3. педагогическое руководство;
  4. планомерная специальная организация и управление;
  5. целостность и единство;
  6. соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  7. управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.

Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 —1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Скачать файл