Блаженный Августин. Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли

Оглавление

  • Блаженный Августин. Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли
  • Фома Аквинский. Соотношение теологии и философии (философия — служанка богословия)
  • Спор Эразма Роттердамского и Лютера по вопросу о свободе воли.
  • Список литературы.

Блаженный Августин. Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли
В августиновских диалогах превалировала встречавшаяся и у Плотина триада «существование, жизнь, понимание», но начиная, по-видимому, с трактата «О двух душах против манихеев» (392 г.), где речь шла о самоочевидности жизни, знания и воли, Августин стал уделять большее внимание триаде «существование, знание, воля», акцентированной и в «Исповеди». Поздний же Августин из своих триадических конструкций выделял в качестве наиболее удачных триаду «ум, знание, любовь», впрочем, намеченную уже в раннем сочинении – «О 83 различных вопросах», и особенно триаду «память, понимание, воля», детально разработанную в X книге трактата «О Троице.

В спекулятивной концепции самосознания, разрабатывавшейся в VIII-XV книгах трактата «О Троице», на первый план выдвигалось самосознание не эмпирического Я, а ума, рассматривавшегося в соответствии с установками экземпляризма. Догматический, порой с явным креном к априоризму стиль философствования, типичный для этого трактата, имел мало общего с эмоционально насыщенными, зачастую импульсивными исканиями автора «Исповеди».

Августиновская концепция самопознания человеческого ума основывалась на тщательном разграничении интеллектуального и чувственного познания: «Как сам ум приобретает знания о телесных вещах через посредство телесного чувства, так и знания о бестелесных вещах – через посредство самого себя, следовательно, и самого себя он знает через посредство самого себя, потому что он бестелесен» (De Trin. IX, 3, 3). Таким образом, по мнению Августина, достоверное самопознание возможно благодаря нематериальности ума.

Скачать файл