Теоретико-методологические основы клинической психологии

Содержание

    • ТЕМА 1. Теоретико-методологические основы  клинической психологии.
    • 1.1. Состояние и перспективы развития нейропсихологии.
    • 1.1.1. Предмет нейропсихологии.
    • 1.1.2. Современное состояние нейропсихологии.
    • 1.1.3. Перспективы развития нейропсихологии.
    • 1.2. Ответы на вопросы по теме.
    • 1.3. «Психология здоровья» как научной и практической деятельности клинического психолога.
    • 1.3.1. Биологический, естественнонаучный, социальный, экспериментально-психологический подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни.
    • 1.3.2.  Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни.
    • 1.3.3.  Критерии психического и социального здоровья и их содержательная характеристика.
    • 1.3.4. Основные критерии общего здоровья.
    • 1.3.5. Рекомендации по поддержанию здорового образа жизни.
    • ТЕМА 2. Методология клинико-психологического исследования.
    • 2.1. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологам.
    • 2.2. Ответ на вопросы.
    • ТЕМА 3. Патопсихология как основная часть клинической психологии.
    • 3.1. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.
    • 3.1.1. Подготовка экспериментального исследования.
    • 3.1.2.  Правила подбора патопсихологических методик.
    • 3.1.3.  Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.
    • 3.1.4. Заключение по данным экспериментально-психологического исследования
    • 3.2. Комплект методик по проблеме патопсихологического исследования нарушения мышления.
    • 3.2.1. Методика исключения понятий.
    • 3.2.2. Методика исключения лишнего.
    • 3.2.3. Методика «Числовые ряды».
    • 3.2.4. «Сложные аналогии».
    • 3.2.5. «Простые аналогии».
    • 3.3. Характеристика патопсихологических принципов.
    • 3.3.1.Принцип Курта Шнайдера.
    • 3.3.2. Принцип «презумпции психической нормальности».
    • 3.3.3. Феноменологический принцип.
    • 3.3.4. Принцип понимания.
    • 3.3.5. Принцип «эпохе» (воздержание от суждения), беспристрастности и точности описания, принцип контекстуальности.
    • 3.3.6. Диагностические принципы-альтернативы: болезнь –личность; нозос – патос; реакция – состояние – развитие; психотическое – непсихотическое; экзогенное – психогенное – эндогенное; дефект –выздоровление – хронификация; адаптация –  дезадаптация; компенсация – декомпенсация; негативное – позитивное.
    • ТЕМА 4. Типология изменений (нарушений) психических функций    при разных видах аномалий и расстройств.
    • 4.1. Теоретические материалы по темам.
    • 4.1.1. Расстройства ощущения.
    • 4.1.1.1. Количественные изменения ощущений: анестезия, гипоэстезия, гиперэстезия
    • 4.1.1.2. Качественные изменения ощущений: синестезия, парастезия.
    • 4.1.2.  Расстройства восприятия.
    • 4.1.2.1. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность.
    • 4.1.2.2. Классификация восприятия.
    • 4.1.2.3. Изменения восприятия: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дериализации (микропсия, макропсия, дисмегалопсия, порропсия); деперсонализационные (парциальная, тотальная);
    • 4.1.2.4. Нарушения восприятия времени.
    • 4.1.3. Расстройства внимания.
    • 4.1.3.1. Классификация внимания.
    • 4.1.3.2. Факторы, оказывающие влияние на процесс внимания: тип ВНД – темперамент, навыки и умения, аффективная вовлеченность.
    • 4.1.3.3. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.
    • 4.1.3.4. Нарушения внимания: неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.
    • 4.1.3.5. Клинические признаки синдрома дефицита внимания.
    • 4.1.4. Расстройства памяти.
    • 4.1.4.1. Классификация процесса памяти.
    • 4.1.4.2. Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание  PAGEREF _Toc290644316 \h 76 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200390030003600340034003300310036000000
    • 4.1.4.3. Законы памяти: Эффект Зейгарник, кривая забывания Эббингауза, «эффект края», закон Миллера.
    • 4.1.4.4. Расстройства памяти: амнезии (ретроградная, антероградная, ретроантероградная), парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции (крайнее проявление экмнезия), криптомнезии.
    • 4.1.5. Нарушение мышления.
    • 4.1.5.1. Классификация мышления.
    • 4.1.5.2. Параметры мышления: стройность, продуктивность, целенаправленность, темп (скорость)
    • 4.1.5.3. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
    • 4.1.5.4. Четыре группы нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник): нарушения операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения)
    • 4.1.5.5. Нарушения личностного компонента мышления (разноплановость мышления, снижение критичности и саморегуляции)
    • 4.1.5.6. Нарушения динамики мыслительных процессов (лабильность, инертность; ускорение, замедление, ментизм, шперрунг)
    • 4.1.5.7. Нарушение процесса саморегуляции (расстройства продуктивности мышления – навязчивые идеи, сверхценные идеи, бредовые идеи)
    • 4.1.6. Нарушения интеллекта.
    • 4.1.6.1. Рациональное и иррациональное интеллектуальное познание. Рефлексия
    • 4.1.6.2. Синдромы: деменция, умственная отсталость.
    • 4.1.7. Нарушение эмоциональной сферы.
    • 4.1.7.1. Различия эмоциональных переживаний в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соответствия и несоответствия вызвавшей их причине
    • 4.1.7.2.Психические состояния: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, тревога, страх, аффект, фрустрация, стресс.
    • 4.1.7.3. Основные нарушения: депрессия, мания, эйфория, дисфория, апатия, слабодушие, паратимия, страх, тревога, тоска, беспокойство, чувство потери чувств, амбивалентность, алекситимия.
    • 4.1.8. Мотивационно-волевые нарушения психики.
    • 4.1.8.1. Два типа нарушений: нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей, характеризующихся парабулиями: анорексия, булимия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания.
    • 4.1.8.2. Расстройства двигательно-волевой сферы: гипербулия, гипобулия, катотанический синдром (стереотипии, импульсивные действия, негативизм, эхолалия, эхопраксия, каталепсия). Аутизм.
    • 4.1.9. Нарушения сознания и самосознания.
    • 4.1.9.1. Характеристика патологии сознания исходит из осознания собственной личности – идентификации, осознания пространства и времени. Признаки самосознания по К. Ясперсу.
    • 4.1.9.2. Расстройства сознания: состояние выключенного сознания, расстроенного сознания.
    • ТЕМА 5. Концепции происхождения психосоматических расстройств.
    • 5.1. Профессиональная этика в психодиагностике.
    • 5.2. Реестр диагностических методик, используемых при психосоматических расстройствах.
    • ТЕМА 6. Личность, ее изменения и аномалии.
    • 6.1. Основные исторические периоды в изучении личности.
    • 6.2. Ответы на вопросы.
    • 6.2.1. Критерии классификации личностных расстройств.
    • 6.2.2. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.
    • 6.2.3. Нарушение смыслообразования.
    • 6.2.4. Нарушение подконтрольности поведения.
    • 6.2. 5. Формирование патологических черт личности.
    • 6.2.6. Классификации психопатий.
    • 6.3. Типы личности по К. Леонгарду.
    • 6.4. Реестр психодиагностических  методик    диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека.
    • Тема 7. Личность, ее изменения и аномалии.
    • 7.1. Индивидуальная психология А. Адлера.
    • 7.2. Ответы на вопросы.
    • 7.2.1. Нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств
    • 7.2.2. Основные  формы неврозов и невротических состояний у детей и подростков
    • 7.2.3. Роль острых и хронических психотравмирующих воздействий на формирования личности ребенка и появления эмоционально- поведенческих нарушений.
    • 7.2.4. Критический период при психических и поведенческих расстройствах
    • 7.2.5. Структура семьи при неврозах.
    • 7.2.6. Стили семейного воспитания, влияющие на возникновение и развитие «пограничных психических расстройств».
    • 7.2.7. Страх – как один из ведущих клинических проявлений детских неврозов
    • 7.2.8.Особенности формирования невротических расстройств у детей в зависимости от антиципационных параметров психики.
    • 7.3. Психолого-педагогические рекомендации по профилактике неврозов.
    • 7.4. Причины возникновения и краткие механизмы развития основных форм пограничных  расстройств.
    • ТЕМА 8. Психопатология как область психиатрического знания.
    • 8.1. Тезисы по темам.
    • 8.1.1. Статистическое содержание нормы.
    • 8.1.2. Оценочное содержание нормы.
    • 8.1.3. Нозоцентризм и нормоцентризм.
    • 8.1.4. Базовые критерии психического расстройства.
    • 8.1.5. Негативное и позитивное определение здоровья.
    • 8.1.6. Конструкт болезни.
    • 8.1.7. Биомедицинская модель болезни.
    • 8.1.8. Психологические факторы здоровья.
    • 8.1.9. Критерии психического и социального здоровья.
    • 8.1.10. Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни.
    • 8.1.11. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья.
    • 8.1.12. Биопсихосоциальная модель болезни.
    • 8.2. Ответы на вопросы.
    • 8.2.1. В чем разница между симптомом и синдромом?.
    • 8.2.2. В чем отличие психотического уровня расстройства от непсихотического?
    • 8.2.3. Каковы основные критерии успешной реабилитации в психиатрии?
    • 8.3. Критерии психического здоровья по ВОЗ.
    • ТЕМА 9.  Частная и общая психопатология. Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста.
    • 9.1. Неблагоприятные психосоциальные факторы.
    • 9.1.1. Кризисные жизненные события.
    • 9.1.2. Стрессовые и дефицитарные средовые условия.
    • 9.1.3. Влияние неблагоприятной внешней среды.
    • 9.2. Система рекомендаций по проблеме обучения и воспитания детей и подростков с психопатологическим диагнозом.
    • 9.2.1 Рекомендации  по воспитанию и обучению детей и подростков с психопатологическим диагнозом.
    • 9.2.2. Анализа принципов терапии психических и психосоматических расстройств у детей и подростков.
    • ТЕМА 10. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте.
    • 10.1. Тезисы по проблеме дизонтогенетического подхода.
    • 10.1.1. Психология аномального ребенка в смежных дисциплинах.
    • 10.1.2. Соотношение социального и биологического в  возникновении психических нарушений у детей.
    • 10.1.3. Психологическая характеристика детей при психическом недоразвитии
    • 10.1.4. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития
    • 10.1.5. Психологическая характеристика детей и искаженным психическим развитием
    • 10.1.6. Психологическая характеристика детей с дисгармоничным психическим развитием.
    • 10.1.7. Психопатия как форма дисгармонии личности.
    • 10.1.8. Понятие отклоняющегося поведения.
    • 10.2. Библиография по теме «Психопатология у детей и подростков».
    • Глоссарий.

Предмет нейропсихологии
Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Сфера практического применения нейропсихологии постоянно расширяется. Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различных проблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций под влиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций в возрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и др.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902—1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р. Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947).

Скачать файл