Основные стадии развития комплекса естественных наук

Содержание

• 1. Основные стадии развития комплекса естественных наук. Особенности научного метода познания окружающего Мира
• 2. Основные положения земной динамики Галилея. Принцип относительности. Астрономические наблюдения Галилея. Закон инерции Галилея
• 3. О «животном» электричестве и Вольтовых столбах. Луиджи Гальвани и Алесандро Вольта.
• 4. Свободные, собственные и затухающие колебания в природе и технике
• 5. Две формы существования материи. Проблема эфира в естествознании. Открытие электромагнитных волн
• 6. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева и её роль в описании природы
• 7. Фундаментальные взаимодействия. Гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное взаимодействие
• 8. Теория большого взрыва. Последовательность событий при развитии Вселенной. Шкала времени, температур и давлений
• 9. О преемственности естественнонаучных теорий и границах их применимости.
• 10. Экологические проблемы современной цивилизации
• Список литературы

Основные стадии развития комплекса естественных наук. Особенности научного метода познания окружающего Мира

Естествознание — это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.
Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество» («природа») и «знание». В наст врем под естествознанием понимается прежде всего точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное — часто в математической форме. Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решает легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, просто назвать нельзя. Дело в том, что имеются два широко распространённых определения этого понятия:
«естествознание-это наука о природе как единой целостности»;
«естествознание — это совокупность наук о природе, взятая как единственное целое». Где занимаются анализом общенаучных понятий.
Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения, — варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности. Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом принятия данной теории. Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т.е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук — обществознание, — напротив, всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования.

Скачать файл