Криминологическая проблематика в произведениях Ф. М. Достоевского

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ КРИМИНОЛОГ
Жизнь Ф. М. Достоевского и особенности его криминологического творчества
Предмет криминологического исследования Ф.М. Достоевского
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
2.1. Мотивация преступного поведения
2.2. Типы преступников по Ф. М. Достоевскому
2.3. Истоки терроризма у Ф. М. Достоевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Достоевский – писатель преступления. Можно даже сказать, Достоевский это писатель-криминолог. Марсель Пруст, великий французский романист XX века, сформулировал это со всей подобающей чёткостью. В его главном произведении «В поисках утраченного времени» находим обширное рассуждение о Достоевском. Альбертина говорит следующие слова: «Те его романы, которые я знаю, могли бы называться „История одного преступления“. У него это навязчивая идея, он все время только о ней и говорит. Разве это естественно?»
Пять больших романов Достоевского, на которых основывается его мировая слава, обращаются к теме преступления, т.е. убийства. Только во втором романе Достоевского, «Подросток», намечающаяся развитием сюжета смерть не осуществляется. В четырех остальных убийство стоит в центре повествования – в «Преступлении и наказании» даже двойное убийство: Раскольников убивает двух женщин одним топором. Рогожин из романа «Идиот» закалывает Настасью Филипповну, Петр Верховенский в «Бесах» стреляет в Шатова из американского револьвера. Смердяков в «Братьях Карамазовых» убивает Федора Карамазова чугунным пресс-папье.
Марсель Пруст прав. Куда ни посмотришь, встретишь историю преступления. Как объяснить такое пристрастие к смерти? Кажется действительно противоестественным, что Достоевский говорит «только о ней», как замечает Альбертина Пруста.
Романы Достоевского можно рассматривать как своеобразное философско-художественное введение в русский криминологический дискурс. Их иногда обозначают словами, взятыми из словаря самого писателя, — «Житием великого грешника».

Скачать файл